Предлагаю вниманию всех любителей средневекового изобразительного искусства небольшую подборку миниатюр из знаменитого Манесского кодекса.

    В начале - ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

  МАНЕССКИЙ КОДЕКС - одна из наиболее известных средневековых иллюстрированных рукописей. Он был составлен по заказу знатного рода Манесс, отсюда и произошло название. Заказчиком был рыцарь Рюдигер фон Манесс Старший, член городского совета Цюриха.

    Кодекс начал создаваться в Цюрихе в начале XIV века (около 1300 - 1315 гг.). Рукопись составлена на средневерхненемецком языке, представляет собой сборник светской поэзии. Рукопись выполнена готическим шрифтом, знаки препинания практически отсутствуют, в начале каждого абзаца используется заглавное начертание букв.
    В Кодексе собраны стихи 110 средневековых поэтов, расположение авторов ориентируется на их сословное положение. Позднее в сборник были внесены произведения еще 30 авторов. Поэтический сборник не закончен, не все материалы упорядочены, в рукописи осталось несколько пропущенных страниц.
    В книге 426 пергаментных листов, размером 35,5 на 25 см. В Кодексе 138 миниатюр, изображающих средневековых поэтов при дворе. Миниатюры являются настоящими шедеврами средневекового искусства. На них изображена дворянская знать в геральдических цветах, битвы, куртуазные сцены, сцены охоты.
    Манускрипт был закончен через сто лет после смерти некоторых поэтов-миннизингеров (немецкий аналог труверов или трубадуров), стихи которых легли в основу Кодекса. Поэтому достоверность геральдических сведений рукописи не может быть полностью установлена.
    В настоящее время Манесский кодекс хранится в Гейдельбергском университете.

    И вот, наконец, небольшая подборка миниатюр из Манесского кодекса.

    18 избранных миниатюр сопровождаются моими иногда серьезными, а иногда и не очень серьезными, комментариями, которые, как мне кажется, будут вам интересны. Тем более, что "достоверность геральдических сведений" манускрипта не установлена, а значит, я имею полное право на свои предположения.

1.
    Над этой замечательной сценой охоты изображены гербы, основными элементами которых являются цветки роз, один в один совпадающие с главным геральдическим символом рода Рожембергов, богатейшего и могущественного аристократического рода Центральной Европы как в средневековье, так и намного позже.

     

    Для всех, кто был в великолепном Ческом Крумлове - одной из главных резиденций Рожембергов, понятно, о чем я здесь говорю.
 

2.

  Здесь насчет геральдики никаких предположений не имею.
    Но миниатюра весьма любопытная: накладывается шина на сломанную ногу:

3.

    Здесь же полная геральдическая путаница: гербовый щит вроде бы с французскими (или с бургундскими?) лилиями, но какой-то неправильный.
    А вот розы на дереве между рыцарем и дамой с собачкой, явно "рожембергские"!
    Кстати, и сюжет миниатюры очень интересен: будто бы отправляющийся в поход рыцарь вместо того, чтобы поцеловать даму своего сердца, вручает ей на хранение свою собаку, а та, приняв ее, обещает о ней позаботиться во время его отсутствия (при этом, дама явно беременна, так что, скорее всего это прощание супругов).
    Впрочем, этот сюжет имеет продолжение и мы к нему еще вернемся.

4.

    Видимо вышеупомянутая дама уже рожает, поэтому передала собачку своей служанке.
    Странно однако, что гербы на этой миниатюре уже совсем другие, хотя собачка - та же самая! Не иначе как измена!

5.

    Часто приходится читать, что на шлемах средневековых рыцарей не было никаких рогов, все это придумали лишь в XIX веке, а то и позже (некоторые даже утверждают, что впервые рога на шлемах европейских рыцарей появились в фильме Сергея Эйзенштейна "Александр Невский", снятом в 1938 году!).

  Всем этим скептикам нужно просто посмотреть миниатюры Манесского кодекса, например, эту, где изображен рыцарский турнир, в котором явно побеждает рыцарь в рогатом шлеме:

6.

    Вот еще один гигантский рыцарь в "рогатом шлеме" (и еще каком рогатом!).
    Осажденные, кажется, побеждают? Хотя, судя по тому, что на них сбрасывают камни даже женщины, за кем в конце концов останется победа, не очевидно...
    Герб в виде рыбы мне раньше никогда не встречался.

7.

    Судя по лучнику в верхней правой части миниатюры, на ней изображен уже не рыцарский турнир, а сражение между рыцарями под стенами некого города.
    Сторонники версии о выдуманных рогах на рыцарских шлемах утверждают, что рога просто нецелесообразны, поскольку с случае нанесения прямого удара мечом по шлему, имеющиеся на нем рога направят всю силу удара меча по голове, так как они не позволят оружию соскользнуть со шлема (а вот если бы шлем был простым, конусообразным, - говорят они, - то это намного бы ослабило поражающее действие меча).
    Как видим, на этой миниатюре меч спокойно рассекает голову рыцаря, на шлеме которого никаких рогов нет:

8.

    На этом рыцарском турнире, как мне думается, сошлись представители одного и того же рода Рожембергов. Вороны на них соседствуют с розами в разных сочетаниях:

     

     

    Один Рожемберг (с розой) победил на турнире другого (с черными воронами), и никто этому особенно не обрадовался, да и не огорчился:

9.

    В любом случае победителем турнира является представитель Священной Римской империи, что видно по гербу на щите рыцаря, которому дамы вручают венок:

10.

    Уж не Карл IV Люксембург изображен на этой миниатюре?
    Судя по гербам, это очень даже может быть.
    Этот король Германии и Чехии с 1346 года и император Священной Римской империи с 1355 года, сделавший Прагу столицей империи, был весьма популярен в XIV веке (причем, заслуженно!).

    Герб в верхнем левом углу - двухвостый лев - прямо указывает на то, что главной фигурой на этой миниатюре является именно Карл IV. А мальчик справа от него - скорее всего его наследник Вацлав.

11.

    Казалось бы, простая соколиная охота.
    Однако, не все так просто на этой миниатюре.
    Король (Карл IV?) и его наследник (Вацлав?) пускают соколов, а от них пытается улететь птица, очень напоминающая герб какого-то другого государства. Вот только какого именно?

12.

    Вот опять рыцарь с рогатым шлемом и скорее всего габсбургскими гербами на турнире наносит поражение рыцарю, щит которого уж очень похож на каталонский.
    Дамы явно рады:

13.

    Я не знаю, что именно нарисовано над рукой рыцаря в желтом, но подозреваю, что это ни что иное как бокал пива.
    Тот персонаж миниатюры, который слева заказывает себе один бокал, а тот, что в центре - два!

14.

    Снова рогатые шлемы.
    Впрочем, герб этого рыцаря мне не говорит ни о чем.

15.

    Прошло некоторое время. Рыцарь вернулся к своей даме (см. миниатюры №3 и №4). Но почему-то не на боевом коне, а на замученном осле и в дурцкой шляпе вместо рыцарского шлема.
    За время его отсутствия дама времени очевидно не теряла, развернув торговлю скобяными товарами и галантереей. Узнала ли она своего рыцаря, совершенно непонятно: он ей вроде бы подарок привез, а она ему ремешок какой-то предлагает...
    Впрочем, собачку она сохранила:

 

16.

    Обиделся рыцарь на свою неверную даму и отправился странствовать. Нанял корабль с командой и поплыл на нем к Святой Земле (куда же еще в XIV веке, не в Америку же!).
    И показались ему морские демоны гораздо милее, чем дама-изменщица:

17.

    А даме-изменщице было на это наплевать. Ведь у нее был давно уже другой поклонник, да к тому же, не чета прежнему, который только и умел что сарацинам головы рубить.
    Этот новый кавалер намного моложе, умел играть в шахматы, да и судя по геральдическим знакам, был не менее знатен, чем какой-то там Рожемберг.

18.

    Но рано или поздно наступает время собирать разбросанные камни.
    На этой миниатюре снова розы Роженбергов:

    Идея написания этого поста принадлежит моей любимой жене Светлане (кстати, кандидату исторических наук и доценту), за что ей ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!

    Сергей Воробьев.

http://sergeyurich.livejournal.com/592666.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...